Кружок «Учимся говорить правильно и красиво»

  Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Учимся говорить правильно и красиво» социально – гуманитарной направленности разработана для обучающихся дошкольного  возраста 5-7 лет. Наполняемость группы от 8 человек.
         Объем программы – 64 часа.
         Срок освоения программы – программа рассчитана на 9 месяцев.
         Режим занятия: 1 академический час 2 раза в неделю.
         Форма обучения – очная
         Уровень сложности – стартовый
         Язык реализации – русский
Цель работы: формирование полноценной фонетической  системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизизация  слухо - произносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие связной речи.

Программа занятий

Содержание логопедической работы.
Основные этапы работы по коррекции звукопроизношения
Вся индивидуальная коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
I.    Подготовительный этап
Задача – тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе.
Основные направления на данном этапе:
-    формирование интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
-    развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
-    развитие    артикуляционной    моторики    до    уровня    минимальной достаточности для постановки звуков;
-    развитие тонкой моторики в процессе систематических тренировок, пальчиковой гимнастики;
-    укрепление физического здоровья, консультации врачей, лечение.
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
II.    Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
-    устранение дефектного звукопроизношения;
-    развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
-    формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе следующие.
1.    Примерная последовательность постановки звуков:
-    свистящие С, З, Ц, С’, З’;
-    шипящий Ш;
-    сонор Л;
-    шипящий Ж;
-    сонорыР, Р';
-    шипящие Ч, Щ.
Способ постановки смешанный.
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
-    для    свистящих:    «Улыбка»,    «Заборчик»,    «Лопатка»,    «Желобок»,
«Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
-    для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок»,
«Погреем руки»;
-    для Р, Р’: «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок»,
«Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
 
-    для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально до выработки устойчивого навыка правильного произношения звука изолированно.
2.    Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе (2-3 человека).
-    С, З, Ш, Ж, С', З', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь – в слогах со стечением согласных. Примечание: звонкие согласные З, Ж, З' не автоматизируются в обратных слогах.
-    Ц, Ч, Щ, Л – наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных.
-    Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3.    Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
4.    Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки. Стишки с данным словом.
5.    Дифференциация звуков:
- С – З, С – С’, С – Ц, С – Ш;
-    Ж – З, Ж – Ш;
- Ч – С', Ч – Т’, Ч – Щ;
- Щ – С', Щ – Т’, Щ – Ч, Щ – Ш;
- Р – Л, Р – Р', Р’ – Л’, Р’ – Й, Л' – Л;
6.    Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в игре, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде…).
III.    Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтезапараллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV.    Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале.
V.    Обогащение словарного запаса, усвоение и закрепление основ грамматического строя русского языка.
VI.    Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.

Лексические и грамматические упражнения. Нормализация просодической стороны речи. Обучение рассказыванию.
 

На индивидуальных занятиях с детьми выполняются:
1.    Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков).
2.    Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата).
3.    Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук).
4.    Постановка звуков разными способами.
5.    Автоматизация звуков в речи.
6.    Дифференциация звуков в речи.
7.    Закрепление    знаний,    полученных    детьми    на    подгрупповых логопедических занятиях.
План    индивидуальных    занятий    с    детьми,    имеющими    речевые нарушения.
1)    Подготовительные упражнения.
2)    Постановка звуков.
3)    Автоматизация навыков произношения звуков в слогах.
4)    Автоматизация навыков произношения звуков в словах.
5)    Автоматизация навыков произношения звуков в словосочетаниях и предложениях.
6)    Автоматизация навыков произношения звуков в связной речи. Формирование    артикуляционной    моторики    (артикуляционная гимнастика).
Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.
Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.
Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями.
1.    Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.
2.    Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных с логопедом артикуляционных упражнений. Основным названием артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.
Выполняется артикуляционная гимнастика как индивидуально, так и коллективно со всей группой или небольшими подгруппами.
 
Указания к проведению артикуляционной гимнастики
1.    Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно по 3-5 минут несколько раз в день:
-    в детском саду с логопедом во время индивидуальных занятий в январе- феврале;
-    в детском саду с воспитателями и самостоятельно под руководством дежурного ребенка;
-    с родителями дома.
2.    Выполняется артикуляционная гимнастика стоя или сидя перед зеркалом с обязательным соблюдением правильной осанки.
3.    Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.
4.    Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.
5.    Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отработанных с логопедом упражнений.
6.    Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.
7.    Возможно и желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счет, по музыку, с хлопками и т.д.
Ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Артикуляционная гимнастика с использованием биоэнергопластики помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой ученика и педагога на протяжении всего занятия.
Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.
“Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био - человек как биологический объект; энергия – сила, необходимая для
выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, эмоциональной
выразительностью.
Для коррекционной работы значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.
 
При проведении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой учитываются индивидуальные особенности детей. Рука ребёнка подключается только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок.
Развитие мелкой моторики пальцев рук (пальчиковая гимнастика).
Исследователями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшение артикуляционной моторики, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Используются следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук:
1.    Игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками, потешками.
2.    Специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для развития мелкой моторики рук, так называемая пальчиковая гимнастика.
3.    Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д., нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц, игры с мозаикой, строительным материалом и т.д.
4.    Изобразительную деятельность: лепку из пластилина и глины, раскрашивание картинок, обведение контуров, штриховку, рисование карандашами и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой и т.д.), разнообразную работу с ножницами, поделки из природного материала и т.д.
Работа по развитию кистей рук проводится систематически по 3-5 минут ежедневно в детском саду и дома:
-упражнения для развития мелкой моторики включаются в занятия логопеда и воспитателей;
-    игры с пальчиками – в режимные моменты и прогулки;
-    пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной воспитателями в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями.
В начале учебного года дети часто испытывают затруднения в выполнении многих упражнений для рук. Эти упражнения прорабатываются постепенно, вначале выполняются пассивно, с помощью логопеда (индивидуально), а по мере усвоения дети переходят к самостоятельному выполнению.
Формы и средства организации коррекционной работы.
Количество занятий и сроки коррекционной работы определяются степенью выраженности дефекта и индивидуальными возможностями каждого ребенка.
Активная позиция со стороны родителей
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение коррекционной работы определяется поставленными задачами рабочей программы.
Обследование проводится по методике диагностики О.Б.Иншаковой, которая создала для этой цели альбом для логопеда. За основу проведения коррекционных занятий взяты методические пособия: В.В. Коноваленко; Бушляковой Р.Г.; ПожиленкоЕ.А.
 
На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie